Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский Федеральный Ядерный Центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина» (РФЯЦ — ВНИИТФ) — предприятие, имеющее стратегическое значение для страны, разрабатывает и курирует более половины действующего ядерного арсенала России. ФГУП РФЯЦ-ВНИИТФ отвечает за весь жизненный цикл ядерных зарядов и боеприпасов, начиная с их разработки и заканчивая демонтажем и утилизацией.

До начала проекта по автоматизации на предприятии часть задач, включая заказ и учет ТМЦ (товарно-материальных ценностей) с основными средствами (ОС), выполнялись с помощью самописного программного обеспечения и бумажных карточек. В результате чего сотрудники РФЯЦ — ВНИИТФ сталкивались с рядом неудобств и трудностей, в частности с длительными обработками данных, а также задержками и ошибками по причине высокого процента ручной работы. Все эти проблемы нуждались в качественном и функциональном решении, которое бы смогло повысить и эффективность работы, и точность управления заказами со складским учетом ТМЦ и ОС.

«1С:ERP. Управление Холдингом» — продукт, который вбирает в себя широкий набор функциональных блоков, включая комплексную автоматизацию финансовых и административных процессов, и, собственно, удовлетворяет каждый запрос заказчика. Именно поэтому для решения поставленных задач клиент выбрал именно данную программу, что впоследствии позволило автоматизировать все ключевые процессы, ранее осуществляемые с помощью самописного ПО на базе Access.
В период с сентября 2022 года по апрель 2024 программный продукт «1С:ERP. Управление Холдингом» был развернут на более 1600 рабочих мест. И, главное, были автоматизированы все структурные единицы предприятия, отвечающие за управление процессом складской логистики и учетом товарно-материальных ценностей.
Цели, которые стояли перед компанией «1-й Советник»:
- Устранить риски, которые связаны с технологическим устареванием существующих систем компании;
- Перевести учет из разрозненных информационных систем предприятия в единую, что позволило бы автоматизировать сбор и консолидацию заявок от подразделений на поставку ТМЦ и оборудования;
- Автоматизировать складское хозяйство и управление запасами: создать и запустить систему, которая позволила бы оперативно и точно учитывать все товарные остатки, снижая вероятность ошибок и повышая точность учета;
- Автоматизировать движения ОС: учет основных средств с различными целевыми финансированиями, возможность частичной передачи в аренду, управление сложным узловым учетом и произвольное распределение при частичном принятии к учету основных средств.
Процесс реализации и масштаб проекта:
Проект по внедрению «1C:ERP. Управление Холдингом» включал несколько этапов,, каждый из которых обеспечивал последовательное достижение целей проекта:
- Этап 1: Инициация проекта, в рамках которой была проведена детальная оценка текущего состояния информационных систем предприятия, определены ключевые требования и задачи автоматизации.
- Этап 2: Проектирование функционального блока и определение необходимых архитектурных и функциональных требований.
- Этап 3: Техническое проектирование функционального блока, в рамках которого разработчики создали детализированные технические решения, включая алгоритмы, модули и интерфейсы, необходимые для реализации всех функций.
- Этап 4: Адаптация, интеграция и подготовка инструментов миграции данных.
- Этап 5: Тестирование нового функционального блока в пилотном периметре и подготовка к опытной эксплуатации .
- Этап 6: Адаптация, доработка интеграции и инструментов миграции. Эти изменения позволили улучшить стабильность и производительность системы.
- Этап 7: Второй этап опытной эксплуатации, который позволил окончательно проверить работоспособность всех компонентов системы и подготовить ее к тиражированию.
- Этап 8: Опытная эксплуатация на предприятии в целом и тиражирование на подразделения.
- Этап 9: Проведение постоянной эксплуатации — заключительный этап, включающий в себя мониторинг и поддержку системы в условиях постоянного использования.
Данные этапы позволили структурировано и последовательно выполнить все необходимые работы по автоматизации логистических и складских процессов, обеспечив успешное внедрение и дальнейшую эксплуатацию системы на предприятии.

В ходе выполнения проекта специалисты столкнулась с рядом трудностей. Один из основных нюансов – работа в закрытой сети, где было проблематично выполнять задачи удаленно и тестировать доработки. Это потребовало постоянного присутствия специалистов партнера на территории заказчика для проведения отладки и тестирования. Несмотря на то, команда «1-го Советника» и РФЯЦ – ВНИИТФ успешно преодолела все трудности благодаря слаженной работе и эффективному взаимодействию, завершив проект за 1,5 года.
Результаты проекта:
Удалось устранить риски, которые связаны с технологическим устареванием предыдущего программного обеспечения. Новый программный продукт минимизировал вероятность сбоев и повысил общую надежность процессов.
Автоматизация управления заявками на поставку ТМЦ и оборудования от каждого подразделения предприятия. Время на обработку заявок сократилось на 25%, а сам процесс стал регламентированным и прозрачным.
Была успешно реализована автоматизация складского хозяйства и управления запасами также была успешно реализована. Вероятность возникновения ошибок в процессе учета товарных позиций снизилась на 50%.
Процесс инвентаризации на складах ускорился в три раза, поскольку теперь контроль остатков ТМЦ и сверка фактических данных с учетными стали значительно проще и удобнее.
Теперь предприятие ведет учет основных средств в современной масштабируемой системе 1С:ERP УХ, которая позволяет отражать различные виды целевого финансирования, частично передавать в аренду объекты основных средств, эффективно управлять сложным узловым учетом и произвольно распределять при частичном принятии к учету основных средств и др.
«В результате РФЯЦ — ВНИИТФ получил единую систему учета в «1C:ERP Управление Холдингом», охватывающую ключевые блоки: учет ТМЦ, ОС и управление запасами. Необходимо отметить обучение, проведенное специалистами команды внедрения, на котором была представлена вся необходимая информация для понимания и эффективного использования системы», — поделился Беломестных Алексей Александрович, заместитель начальника отделения РФЯЦ – ВНИИТФ.