Совместное решение «1С:Управление автотранспортом. Модуль для 1С:ERP» разработано для интеграции с продуктами содержащими конфигурацию «ERP Управление предприятием 2» в единую информационную систему с целью расширения функциональных возможностей ERP Управление предприятием 2 в части автоматизации управленческого и оперативного учета в автотранспортных предприятиях и организациях, а также в автотранспортных подразделениях торговых, производственных и прочих предприятиях, использующих автотранспорт для собственных нужд.
Информация о программе актуальна на ноябрь 2024. «1С:Управление автотранспортом. Модуль для 1С:ERP» состоит из семи основных подсистем:
- Подсистема учета транспортных средств.
- Подсистема учета ГСМ.
- Подсистема учета работы транспортных средств, строительной техники и средств механизации.
- Подсистема управления тарифами на перевозки.
- Подсистема учета пассажирских перевозок.
- Подсистема учета работы водителей и начисление заработной платы.
- Подсистема интеграции с системами спутникового мониторинга.
Подсистема учета транспортных средств
Основное назначение подсистемы – ведение справочника транспортных средств, учет выработки ТС и оборудования, контроль сроков замены шин и аккумуляторов, учет ДТП, контроль окончания сроков действия таких документов, как полисы ОСАГО, медицинские справки, водительские удостоверения и др.
В справочниках «Транспортные средства», «Модели ТС», «Оборудование ТС» ведется учет всей необходимой информации:
- Гаражный и государственный номер;
- Номер двигателя, шасси, кузова, VIN, цвет;
- Габаритные и полезные размеры;
- Собственный вес и грузоподъемность;
- Количество осей и колес;
- Тип двигателя и мощность;
- Вид топлива и нормы расхода ГСМ;
- Нормы прохождения планового ТО;
- Выданные документы (полисы ОСАГО, сертификаты и т.д.);
- Установленные шины, аккумуляторы, аптечки, рации и любое другое оборудование;
- Закрепленный экипаж.
Удобная форма списка транспортных средств позволяет организовать быстрый отбор автомобилей по колоннам, моделям и организациям.
На многочисленных закладках в карточке можно вести учет следующих данных:
- документов, выданных на автомобиль. Программа автоматически контролирует окончание сроков действия документов;
- водителей, закрепленных за автомобилем;
- установленном оборудовании и прицепах;
- шин, аккумуляторов, аптечек и прочей дополнительной комплектации автомобиля;
- пластиковых картах и т.д.
Учет выработки автомобилей и оборудования выполняется на основании путевых листов. При обработке путевых листов программа рассчитывает заданные параметры выработки (общий пробег, грузооборот, наработку в моточасах и т.д.) и использует их в дальнейшем для формирования разнообразных аналитических отчетов и контроля прохождения планового технического обслуживания.
Нормы прохождения планового технического обслуживания задаются в справочнике «Модели транспортных средств». Программа позволяет настраивать нормы ТО как в зависимости от объема выработки, так и в зависимости от календарных сроков. В качестве параметра выработки может быть выбран любой произвольный параметр, например: пробег, количество выполненных операций, наработка в моточасах и т.д. На представленном рисунке нормы ТО буду применяться следующим образом: ТО1 будет выполняться каждые 10000 км., но не реже одного раза в 18 месяцев.
Функциональные возможности программы позволяют вести контроль срока действия любых документов, выданных водителям и транспортным средствам. Виды документов настраиваются через специальный справочник, и их количество неограниченно, например: полисы ОСАГО, различные сертификаты, медицинские справки, визы и т.д.
Учет шин, аккумуляторов, аптечек, раций и прочей дополнительной комплектации выполняется в разрезе каждого автомобиля, а шин – еще и разрезе мест установки. Программа «запоминает» место установки и дату установки или замены каждой шины, и автоматически при обработке путевых листов учитывает пробег по каждой шине, стоящих в данный момент на автомобиле. Отчеты по контролю срока износа шин помогают оперативно принимать решения о необходимости их замены.
В программе ведется учет дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В соответствующих документах заносятся данные автомобиля и водителя, участвовавшие в ДТП, список остальных сторонних участников ДТП, данные экспертизы ущерба и страховой компании. Аналитические отчеты позволяют проанализировать причины аварийности, частоту участия в ДТП водителей, сравнить затраты на восстановительный ремонт с суммами выплат страховых компаний.
Подсистема учет ГСМ
Подсистема предназначена для настройки норм расхода ГСМ, учета поступления, выдачи и расхода ГСМ.
Поступление и выдача ГСМ оформляется документами «Поступление товаров» и «Заправка ГСМ», расчет расхода топлива ведется в путевых листах. В случае возврата топлива с автомобиля на склад предусмотрены специальные документы на слив ГСМ.
В программе реализованы возможности оформления заправок следующих видов:
- Со склада;
- За наличные;
- По пластиковой карте;
- По талонам;
- От поставщика.
Для случаев заправок по пластиковым картам в программе реализованы дополнительные возможности учета – загрузки данных из отчетов с детализациями заправок и автоматическое сравнение с данными, введенными на основании квитанций водителей. В поставку программы включены обработка для загрузки данных по заправкам следующих процессинговых центров:
- Лукойл-Интеркард;
- Автокард;
- Сибнефть;
- ТНК-Магистраль;
- Газпромнефть.
Для других процессинговых центров, которые не попали в данный список, но предоставляют отчеты детализации заправок в электронном виде открытого формата (DBF, Excel, txt и др.), с небольшими доработками можно также реализовать автоматическую загрузку этих данных в программу и их дальнейшую сверку с отчетами водителей.
Расчет расхода топлива выполняется в путевом листе при его обработке. Нормативный расход считается согласно нормам расхода, которые настраиваются в справочнике «Модели транспортных средств». Все алгоритмы расчета реализованы в точном соответствии с приказом министерства транспорта и позволяют рассчитывать следующие виды расхода топлива:
- линейный расход на пробег;
- расход на транспортную работу и на изменение собственного веса;
- расход на работу отопителя;
- расход на работу спец. оборудования;
- расход дополнительные операции;
- расход на запуск двигателя;
- расход на пробег при выполнении специальной работы;
- расход на простой с включенным двигателем.
Кроме этого в программе предусмотрен учет сезонных надбавок на расход топлива, а также надбавок на работу в трудных условиях.
Результирующие данные по движению ГСМ представлены в следующих отчетах:
- Ведомость движения ГСМ;
- Ведомость прихода-расхода ГСМ;
- Заправки ГСМ;
- Ведомость сравнения расхода ГСМ по водителям;
- Ведомость выдачи талонов на ГСМ;
- Ведомость сравнения заправок по пластиковым картам.
Подсистема учета работы транспортных средств, строительной техники и средств механизации
Подсистема предназначена для принятия заказов на автотранспорт, выписки разнарядки на выпуск ТС и формирование маршрутных листов, формирования и обработки путевых листов.
Заказы на автотранспорт могут приниматься как от сторонних контрагентов, так и от внутренних подразделений компании. В заказе указываются маршрут перевозки, параметры груза, требования к транспортному средству. В программе предусмотрено отслеживание частично выполненных заказов. При принятии заказа контролируется задолженность контрагента.
Выписка разнарядки на выпуск автомобилей происходит с учетом различных режимов работы ТС и графиков работы водителей. При этом программа автоматически проверяет, является ли автомобиль пригодным для выполнения рейса по следующим показателям:
- у автомобиля нет приближающегося планового ТО;
- у автомобиля нет документов с истекшим сроком действия (полис ОСАГО, какие-либо сертификаты и т.д.).
Программа позволяет выписывать и обрабатывать путевые листы следующих видов:
- Грузового автомобиля повременный (форма №4-П);
- Грузового автомобиля сдельный (форма №4-С);
- Специального автомобиля (форма №3 спец);
- Междугородного автомобиля (форма №4-М);
- Строительной машины (ЭСМ1, ЭСМ2, ЭСМ3, ЭСМ7);
- Автобуса необщего пользования (форма №6 спец);
- Легкового автомобиля (форма №3);
- Путевые листы индивидуальных предпринимателей.
Выписка путевых листов может выполняться двумя способами: ручным вводом каждой путевки и автоматической пакетной выпиской. Режим пакетной выписки особенно удобен крупным предприятиям, поскольку позволяет в течение короткого промежутка времени сформировать и распечатать путевые листы при минимальном участии диспетчера. При формировании нового путевого листа, из предыдущей путевки автоматически переносятся остатки топлива в баках и показания спидометра автомобилей. После окончательной обработки путевого листа программа рассчитывает такие параметры выработки, как время в наряде, в работе, в простое, пробег с грузом и без груза, вес перевезенного груза, грузооборот, количество ездок и операций и т.д. Необходимые параметры выработки настраиваются пользователями через специальный справочник. Так же для водителей в путевых листах предусмотрено начисление заработной платы по результатам работы.
В программе «1С:Управление автотранспортом. Модуль для 1С:ERP» есть возможность удобного оперативного планирования текущей работы автомобилей с помощью специального АРМ.
На основании данных путевых листов программа позволяет формировать разнообразные аналитические отчеты:
- Отчет по выработке транспортных средств;
- Отчет по пробегу;
- Отчет по наработке оборудования;
- Отчет по простоям;
- Журнал путевых листов (форма ТМФ-8);
- Карточка работы транспортных средств;
- Ведомость технико-эксплутационных показателей;
- Диаграмма состояния ТС.
Функциональные возможности программы дают возможность пользователям отслеживать состояние автомобилей, например:
- Автомобиль запланирован в рейс (оформлена разнарядка);
- Автомобиль находится в рейсе;
- Автомобиль в ремонте;
- Автомобиль законсервирован и т.д.
Оформление таких документов, как разнарядка на выпуск ТС, путевой лист, ремонтный лист автоматически изменяют состояние автомобиля. Кроме этого пользователь при помощи специального документа «Диспозиция ТС» может задавать любое состояние и местонахождение автомобиля.
Подсистема управления тарифами на перевозки
В подсистеме реализованы функции учета прейскурантов и тарифов и расчет стоимости услуг транспортных услуг.
Справочник тарифов имеет сложную иерархическую структуру, позволяющую настраивать различные области действия прейскурантов: для контрагентов и договоров контрагентов, для маршрутов, для моделей ТС. Тарифы могут быть заведены на любой параметр выработки, программа позволяет настраивать зависимость величины тарифа от объема выполненной работы, устанавливать фиксированные тарифы.
Расчет стоимости оказанных транспортных услуг выполняется при обработке путевых листов в товарно-транспортных документах (аналоги талонов заказчиков, ТТН).
На основании этих документов за произвольный период времени могут быть сформированы счета и акты услуг с различной степенью детализации (автомобили, оказываемые услуги), формирование выполняется в разрезе каждого заказчика. Как приложение к счетам и актам, может быть сформирован реестр оказанных транспортных услуг.
Подсистема учета работы водителей и начисление заработной платы
В данной подсистеме реализуются две основные задачи: учет выработки и рабочего времени водителей и начисление заработной платы по путевым листам.
Расчет рабочего времени водителей выполняется при обработке путевых и ремонтных листов. Кроме этого предусмотрена возможность специальными документами вводить различные отклонения в использовании водителями рабочего времени. На основании этих данных автоматически формируется табель учета рабочего времени – унифицированная форма Т-13.
Расчет начислений по заработной плате водителей в программе ведется различными способами:
- По сдельным тарифам от выработки;
- Процентом от выручки;
- Процентом от других начислений;
- Фиксированной суммой;
- Доплата за ночные часы.
Гибкая система фильтров позволяет настраивать действие тарифов только для определенных маршрутов, контрагентов, моделей ТС (например, если водитель работает на одном маршруте, то зарплата будет рассчитана по одному тарифу, а если перейдет на другой маршрут – то тариф автоматически изменится). В программе предусмотрена возможность объединения тарифов в тарифные планы, что будет актуально для организаций с большим количеством водителей.
Интеграция с системами спутникового мониторинга транспорта
В решении «1С:Управление автотранспортом. Модуль для 1С:ERP» реализована интеграция со следующими системами:
- «1С:Предприятие 8. Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS».
- Omnicomm;
- Dynafllet;
- Position Report;
- Автотрекер;
- СКАУТ;
- Загрузкой данных из промежуточных файлов произвольного открытого формата при помощи настраиваемой обработки.
Функциональные возможности встроенной системы 1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS
В программный продукт «1С:Управление автотранспортом. Модуль для 1С:ERP» встроен OEM вариант решения «1С:Центр спутникового мониторинга» со следующими функциональными возможностями:
- Возможность отображения местоположения автомобиля и его маршрута на картах различных форматов:
- Ингит, в т.ч. и ИНГИТ GISWARE WEB сервер (www.ingit.ru);
- карты формата WMS (Web map service) проекции EPSG:900913 (например OpenStreetMap, MapQuest и другие);
- Осуществление контроля местоположения и фактического пробега объекта;
- Осуществление контроля скоростного режима, превышения допустимой скорости;
- Сбор и анализ данных дополнительных датчиков (температурный датчик, тревожная кнопка SOS, CAN шина и др.);
- Web-интерфейс управления;
- Возможность подключения более 20 видов оборудования;
- Возможность строить следующие отчеты:
- План-фактный анализ по пробегу и расходу топлива;
- Отчет по движению и стоянкам;
- Анализ данных датчиков.
При использования полного функционала решения «1С:Центр спутникового мониторинга» доступны следующие функциональные возможности:
- Сравнение заправок введенных вручную и полученных с датчика топлива;
- Фиксация произвольных событий: превышение скорости, открытие дверей, въезд/выезд в географическую зону и другие;
- Отчеты в разрезе географических зон – произвольных полигонов на карте;
- Возможность отправлять команды на трекер.
Мобильное оборудование, устанавливаемое на мобильные объекты позволяет использовать следующие возможности:
Автомобильные трекеры | Определение географического местоположения, направления и скорости движения транспортных средств и специальной техники;
При подключении к CAN-шине грузового автомобиля ‑ передача в программное обеспечение всей информации с бортового компьютера — положение педали газа, накрутки пробега, время работы двигателя, скорость; Измерение температуры в термокамере автомобиля с помощью температурных датчиков; Контроль открытия/закрытия дверей, погрузки/разгрузки, включения/выключения зажигания, блокировка двигателя с помощью выносных параметрических датчиков; Контроль соблюдения скоростного режима при выполнении транспортных работ; Вскрытие фактов необоснованных простоев; |
Персональные трекеры | Определение географического местоположения, направления и скорости движения человека и транспортных средств ‑ как собственных, так и арендованных;
Возможность голосового общения с объектом мониторинга, при настройке голосовой функции; Отсутствие необходимости специального монтажа в транспортное средство. |
GPS-навигаторы с модулем GSM | Определение географического местоположения, направления и скорости движения транспортных средств ‑ как собственных, так и арендованных;
Отсутствие необходимости специального монтажа в транспортное средство. |
Функциональные возможности загрузки данных из системы спутникового мониторинга Omnicomm
В решении реализованы возможности загрузки данных через веб-сервис системы Omnicomm. Данные могут загружаться как в ручном режиме, так и в автоматическом. Загружаются следующие данные:
- местоположение ТС (координаты широты и долготы);
- текущее значение одометра;
- время работы двигателя и дополнительного оборудования;
- текущее значение уровня топлива;
- общее потребление топлива;
- количество заправленного топлива;
- текущая скорость транспортного средства.
Так же загружается информация о следующих событиях:
- превышение скорости;
- нарушение предельных значений датчиков (температурный режим и т.д.)
- слив топлива.
На основании данных, полученных из системы Omnicomm, в программе можно строить следующие отчеты:
- Сравнение заправок введенных вручную и загруженных из Omnicomm;
- План-фактный анализ по пробегу и расходу топлива;
- Отчет по событиям;
Функциональные возможности загрузки данных из системы спутникового мониторинга Dynafllet
В решении реализованы возможности загрузки данных через веб-сервис системы Dynafleet. Данные могут загружаться как в ручном режиме, так и в автоматическом. Загружаются следующие данные:
- местоположение ТС (координаты широты и долготы);
- текущее значение одометра;
- текущее значение уровня топлива;
- общее потребление топлива;
- текущая скорость транспортного средства.
На основании данных, полученных из системы Dynafleet, в программе можно построить отчет «План-фактный анализ по пробегу и расходу топлива».